Фото:
ИноСМИ
Вооруженный конфликт на Украине, бывшей раньше частью прекратившего существование Советского Союза, не очень активно освещается в СМИ. Но, хотя он не перерос пока в крупномасштабную войну, между противостоящими в нем сторонами происходят спорадические столкновения.
Со стороны пророссийских сил, контролирующих восточную часть этой страны, и со стороны украинских правительственных войск этот конфликт с 2014 года унес около 13 тысяч жизней.
На этой неделе после длительного перерыва возобновились международные попытки остановить эти боестолкновения. Хотя путь до установления здесь мира еще далек, возрождение переговоров заинтересованных стран по данной проблеме можно только приветствовать.
В Париже собрались руководители Украины и России, а также стран-посредников — Германии и Франции. Они пришли к согласию о необходимости возобновления процесса прекращения конфликта, известного как Минские соглашения.
Нынешняя четырехсторонняя встреча состоялась после трехлетнего перерыва. Она происходила в контексте оглушительной победы на президентских выборах Владимира Зеленского, публично обещавшего положить конец кровопролитию в его стране.
Что касается России, то для нее этот конфликт становится все более тяжелым бременем из-за принятых Западом в отношении нее санкций и большой экономической нагрузки. В то время как США заняли в вопросе Украины пассивную позицию из-за «Украинагейта», принявший на себя основную роль посредника президент Макрон активно «подталкивает в спину» президента Путина.
На прошедшей встрече стороны согласились на разведение войск и обмен пленными и удерживаемыми лицами. Необходимо после осуществления на деле этих практических шагов, способствующих созданию доверия, приступить к реализации согласованной линии «на полное и всеобъемлющее прекращение конфликта».
В том, что касается еще одной важнейшей составляющей части Минских соглашений — проведение на территориях, находящихся под контролем пророссийских сил, выборов и предоставления им широкого самоуправления — достичь соглашения между участниками встречи не удалось. Хотя Зеленский не уставал заявлять, что российско-украинская граница должна быть передана под контроль Киева еще до выборов, Путин высказывался против этого.
Заявления Зеленского о том, что проводить выборы в условиях, когда Россия сможет оказывать на них влияние, в общем оправданны. Осуществление выборов и предоставления прав самоуправления на территориях, контролируемых пророссийскими силами, практически означает признание этого контроля и встречает внутри Украины противодействие как «капитуляция перед Россией».
В уровне поддержки на Украине президента Зеленского, решившегося на диалог с Россией, появились признаки падения. Дальнейшие компромиссы могут ослабить его власть и вновь затормозить процесс разрешения вооруженного конфликта в стране. Если это произойдет, то Россия упустит шанс нормализовать свои отношения с Западом.
Изначально этот вооруженный конфликт возник из-за того, что Россия аннексировала Крымский полуостров и вмешалась в ситуацию на востоке Украины. Россия поддерживает и в других окружающих ее странах сепаратистские силы, выступающие за независимость.
По существу, проблема состоит в том, с точки зрения обеспечения безопасности расшатывание положения в соседних странах в России рассматривают как основу для собственной стабильности. Москва должна четко осознавать тот факт, что до тех пор, пока она будет действовать таким образом, настороженность и противодействие со стороны мирового сообщества ей устранить не удастся.