Подводная база водолазов-разведчиков — В СССР были созданы и применялись специальной разведкой флота боевые гидростаты

<br />
Подводная база водолазов-разведчиков — В СССР были созданы и применялись специальной разведкой флота боевые гидростаты<br />

Фото:
Версия

Золотой век исследования океана

Мало кто знает, но свой акваланг Жак-Ив Кусто изобрел еще в 1943 году в оккупированной нацистами Франции. Тогда, естественно, дальше изобретения дело не пошло. Боевые пловцы Италии, Великобритании, Германии, США и СССР использовали изолирующие дыхательные аппараты. После окончания Второй мировой войны изобретение легендарного француза пошло, как говорится, в массы. Весь мир охватила эпидемия исследования Мирового океана. Пытались охватить все глубины.

Батискаф «Триест» погружался на километры, аквалангисты исследовали глубины в десятки метров. Акваланг дал возможность массово погружаться на небольшие глубины и быть значительно менее зависимыми от базового судна, чем классические водолазы. 60-е — 80-е годы были золотым веком исследования океана учеными-энтузиастами. Они предполагали, что в ближайшем будущем человек освоит весь Мировой океан. Не обошла эта «эпидемия» и СССР. Одним из направлений исследований в Советском Союзе были так называемые подводные дома. Это были специальные подводные станции, устанавливаемые на дне Чёрного моря, в которых длительное время жили люди. Они проводили научные наблюдения, через шлюзовые камеры с аквалангами выходили в воду, где выполняли различные работы. В этих исследованиях использовались подводные дома «Ихтиандр», «Спрут», «Черномор» и «Садко». Исследования были основательными. Например, подводный дом «Черномор» (за период экспериментов он дважды модернизировался), проработал на глубинах от 10 до 30 метров шесть сезонов подряд, во время которых сменили друг друга 20 экспедиционных экипажей — это более 40 океанологов. Суммарно, они провели под водой 760 дней. Не удивительно, что военные обратили внимание на это направление по изучению Мирового океана.

Давид Залманович Бимбат

Бимбат — единственная фамилия в рассказе о советских боевых гидростатах. Журнал «Воздухоплаватель» — издание Федерации воздухоплавателей России — в рассказе о нем говорит, что Бимбат — конструктор дирижаблей и пневматических сооружений. Что это за пневматические сооружения не поясняется. Давид Залманович родился 22 августа 1924 г. в Нижнем Новгороде. 7 декабря 1941 г. он ушел добровольцем в Красную армию. Демобилизовался 23 октября 1945 года в звании старший лейтенант. Учился в Московском и Казанском авиационных институтах.

Оказывается, на легендарном «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле существовало ОКБ дирижаблестроения! Вот в нём и начинал свою работу конструктор Бимбат. Повторюсь, подтверждения нет, но утверждается, что конструктор оболочек гидростатов был Бимбат.

Как косвенное доказательство возможности проведения таких работ, является тот факт, что подводный дом «Спрут» имел мягкую оболочку, то есть фактически был гидростатом. Умер Давид Залманович 6 июля 2008 года.

Группа «Батиаль»

В конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века была организована длительная гидрографическая экспедиция в Японском, Аравийском и Красном морях. Темой экспедиции был сбор материалов для создания аппаратов дистанционной диагностики Мирового океана. В составе экспедиции работал Д. З. Бимбат. Во время экспедиции отрабатывались конструктивные решения по применению автономных донных установок по запуску из-под воды аэростатов-зондов. Эти конструкции позволяли поучать оперативные данные о погоде в возможных точках старта межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования. Так же испытывались дрейфующие подводные гидростаты, созданные для тех же целей. Во время экспедиции отрабатывались запуски аэростата-радиотранслятора из торпедных аппаратов подводной лодки. В этой экспедиции Бимбат познакомился с командиром водолазной группы «Батиаль». Группа проводила гидрографическую разведку в интересах Тихоокеанского флота в Индийском океане. Она занималась уточнением карт побережий и мелководных участков, определяла возможные места высадки боевых пловцов и мест установок оперативных маневренных водолазных баз-убежищ при проведении спецопераций. Результатом знакомства стало создание КБ, в котором идеи воздухоплавания применялись под водой. Первой конструкцией был трехотсечный гидростат из очень прочной ткани. Специально проткнуть её ножом или шилом было крайне сложно. Гидростат был окружен мягкими тороидами которые наполнялись водой насосами с подводной лодки. Это было нужно для уменьшения плавучести и повышения жесткости, так как гидростат находился на глубинах, где давление воды на него было около 8 атмосфер. На практике, эти тороиды заполняли пресной водой, необходимой для нахождения в гидростате людей. Гидростат представлял собой 3-этажный колокол, высотой около 8 метров, рассчитанный на нахождение в нём 6-8 человек. На верхнем этаже была барокамера и аварийное разрывное полотнище для экстренной эвакуации, второй этаж был жилым с откидными надувными койками. Нижний, открытый в воду этаж, был, по совместительству, хранилищем баллонов с газом.

Для обеспечения работ из состава Тихоокеанского флота была выделена подводная лодка 613 проекта, переоборудованная под транспортные задачи. Она должна была перевозить гидростат к месту его установки. Сам гидростат весил 14-16 тонн. С лодки выгружались так же 60 тонн балласта в специальных контейнерах. Стандартная глубина погружения была порядка 60 метров. Это максимальная глубина, при которой аквалангист может работать без специальной дыхательной смеси. Один из экспериментов проводился в Охотском море по подледному автономному проживанию в гидростате. В ледяной воде ёмкость аккумуляторных батарей хватило на три дня работы. Аккумуляторы обеспечивали освещение помещений, связь и могли подогреть койки или электрокостюм «Пингвин». Запас газа в баллонах гидростата мог быть пополнен через шланги с подводной лодки. В тёплых водах запас автономности ограничивала ёмкость аккумулятора — порядка семи суток. Командир гидростата был капитан второго ранга, экипаж — капитаны третьего ранга. Внутри гидростата было довольно сыро, холодно, и тесно. Воняло тальком и резиной. Внутренняя обивка была сделана из белой пленки для экономии освещения. Многие приборы и системы были обозначены фосфоресцирующими табличками. Еду разогревали в шлемах электрокостюма «Пингвин». Интересная особенность. Шоколад, входивший в рацион экипажа гидростата из-за соленого воздуха в гидростате, становился соленым! Его старались съесть в первую очередь. Для открывания консервов была специальная фанерная столешница с дырой соответствующей диаметру банки и открывалка для банок с зашкуренными по кругу выступами, дабы не повредить внутреннюю оболочку гидростата. Пустые банки плющились ручным гидравлическим прессом, прикрепленным к баллону воздуха высокого давления огромным хомутом, и укладывались в ДУК-пакет (ДУК — дренажное удаление корабельных отходов) вместе с огромным камнем, загодя принесенным со дна, и затапливались подальше от входа в колокол. ДУК-пакет разлагался в морской воде через месяц.

Идея заключалась в том, чтобы иметь в случае необходимости мобильную базу для водолазов-разведчиков и диверсантов в любой точке Мирового океана. Гидростаты разворачивали в Беринговом, Охотском, Японском, Желтом, Красном морях. Они работали недалеко от Командорских островов, в Камрани, у берегов Шри-Ланки и Йемена, и даже в Персидском заливе. В качестве средств доставки использовались подводные лодки: проектов 613, 641 и 877. Иногда высаживались с атомоходов. Также использовалась специальная спасательная подводная лодка БС-486 «Комсомолец Узбекистана» проекта 940 шифр «Ленок». Гидронавты очень ждали специальную подводную лодку проекта 1840, аналогичную черноморской БС-555. Её должны были построить в Комсомольске на Амуре, но не сложилось. Было ли это продолжение испытаний, опытная эксплуатация, или водолазы решали боевые задачи — не ясно, как и количество выпущенных гидростатов. Водолазы причислялась то к гидрографам флота, то к специальной разведке флота. Последовательность действий была отработана до автоматизма. Лодка, сбросив гидростат, сразу уходила, а через 20 минут водолазы уже находились внутри гидростата.

Единственным подтверждением сказанного является упоминание в книге «Морской спецназ. История 1938—1968» о том, что в 60-е годы активно прорабатывалась возможность создания маневренной подводной базы для спецназа ВМФ. Доставлять боевых пловцов к базе должна была подводная лодка.

Гидроакустическими средствами 70-х годов обнаружить гидростат на позиции было невозможно. Только сейчас, в XXI веке, гидроакустические средства могут засечь такую цель, но засветку она дает странную и непонятную — баллоны с воздухом перед походом проходили процедуру размагничивания. В 80-х годах водолазы стали использовать специальные буксировщики для боевых пловцов.

Планы по дальнейшему развитию направления были обширны, вплоть до создания базы-башни для добычи газа и нефти.

Решаемые задачи

Из задач, которые решали экипажи гидростатов, известны следующие.

В Персидском заливе они проводили поиск и сбор американских донных автоматических гидростатов-самописцев. Эти самописцы ставились палубной или базовой авиацией по указанию специалистов морской разведки США в потенциальных районах маневрирования надводных судов и подводных лодок ВМФ СССР. Техника была продвинутая. Буи ставились перед маневрами советских кораблей, а потом, по кодовому импульсу гидролокатора одного из американских кораблей, они всплывали прямо перед кораблем сборщиком, или специально оборудованным вертолетом. При попытке траления советскими кораблями они самоликвидировались. Единственный способ достать такой буй-самописец было предварительное разминирование буя водолазом-сапером. Разминированный буй под водой доставляли и крепили на палубу подводной лодки 613 проекта, лежащей на грунте неподалеку. Один раз сапер сработал неправильно, прогремел подводный взрыв. Погибли четыре водолаза и гидростат. После этой неудачи работы в Персидском заливе были прекращены.

Под базой в Камрани было глубоководное погружение для осмотра корпуса американского самолета на предмет возможности его подъема.

На военно-морских полигонах в бухте Березовой на Камчатке и в Большом Камне под Владивостоком гидростаты работали как коллектор кабелей следящей аппаратуры. Сигналы с датчиков, установленных на испытываемом морском оружии, приходили в гидростат, где в любую погоду эти сигналы обрабатывали и переписывали на магнитные носители. Испытывались и разные подводные системы слежения за подводными лодками противника и передачи информации о них с этих гидростатов. Устанавливали датчики для исследования сейсмической активности. Водолазы с гидростатов участвовали в монтаже подводных протяженных стационарных антенн дальнего обнаружения подводных лодок. Это были большие подводные объекты. Они устанавливались и обслуживались водолазами с гидростатов. Работа гидростата дешевле, безопаснее и скрытнее, чем с надводного корабля.

На гидростатах боевого управления шла учеба водолазов глубоководников ГУГИ, разведчиков спецназа флота, гидрографов. С гидростатами тренировались команды атомных глубоководных станций 1 ранга.

Разрабатывались и свободноплавающие гидростаты, но опыты показали, что это очень сложная по регулировке плавучести гидропневматическая конструкция. Требовалось много механических автоматических устройств, с которыми не справилось Особое Конструкторское Бюро Дирижаблестроения.

Заключение

Что произошло с этим подразделением после 1991 года неизвестно. Часть специальной техники после 1991 года была списана. Речь идет о знаменитых сверхмалых подводных лодках Балтийского флота МС-520 и МС-521 проекта 865 шифр «Пиранья». Эти лодки работали с разведкой специального назначения флота. Другая техника сохранилась. Всю правду о боевых гидростатах мы узнаем очень не скоро.

rambler.ru