The Economist (Великобритания): Россия требует от компании «Эппл» устанавливать одобренные Кремлем приложения

<br />
The Economist (Великобритания): Россия требует от компании «Эппл» устанавливать одобренные Кремлем приложения<br />

Фото:
ИноСМИ

Кто окажется победителем в схватке между «Эппл», крупнейшей компанией в мире, и Владимиром Путиным, авторитарным правителем с ядерным оружием? 2 декабря российский президент подписал противоречивый закон, запрещающий продажу внутри России устройств, которые поступают туда без произведенных внутри страны приложений. Этот закон, который вступит в силу в июле следующего года, уже прозвали «законом против „Эппл“», поскольку он в значительной мере затронет интересы этого гиганта в области высоких технологий, который, как известно, настаивает на сохранении строгого контроля над устанавливаемыми на его устройствах программами.

Сторонники этого закона считают, что с его помощью можно будет защитить российские интернет-компании, а также оказать помощь престарелым гражданам, испытывающим сложности в использовании смартфонов, хотя пока не известно, какие именно созданные в России приложения нужно будет устанавливать. Такие местные активисты в области цифрового права, как, например, Артем Козлюк (Artem Kozlyuk) обеспокоены тем, что эти приложения могут «тайным образом собирать информацию: местоположение, используемые инструменты и сервисы и так далее». Подобные приложения могут быть удалены, но только в том случае, если пользователи знают, как это сделать. Однако существуют подозрения относительно того, что будут оставлены открытыми «задние двери» для проникновения в телефоны пользователей.

Это законодательство было принято след за законом о «суверенном интернете», и с 1 ноября правительство наделило себя правом отключать российский сектор интернета (его еще называют «Рунет») от остального мира. Это вызывает беспокойство у местных активистов и экспертов в области интернета, хотя имеются сомнения насчет того, что существующая в настоящее время сетевая инфраструктура сможет справиться с этой задачей. А еще раньше под предлогом защиты данных были заблокированы те веб-сайты (в том числе LinkedIn), которые отказались создать серверы для хранения данных на российской территории. Кроме того, на этой неделе российские власти встревожили экспертов в области высоких технологий рейдом в московский офис американской фирмы Nginx, которая занимается обслуживанием серверов и у которой возник спор с одной российской компанией. Конфликт с «Эппл», возможно, должен послужить уроком для других технологических гигантов, — в частности, для компаний «Гугл» (владелец портала «Ютуб») и «Фейсбук», а они, как известно, представляют собой серьезный вызов монополии Кремля на информацию.

Руководящие сотрудники «Эппл» могут подумать, что российский рынок слишком мал для изменения политики, однако эта компания недавно доказала наличие желания сделать другую спорную уступку. С конца сентября на картах «Эппл» и в приложениях о погоде при использовании внутри России Крымский полуостров указывается как российский, хотя это украинская территория, которая незаконным образом была аннексирована Россией в 2014 году. Даже когда приложения о погоде используются за пределами России, города Крыма (обычно) обозначаются без указания, в какой стране они находятся, а на картах «Эппл» присутствует загадочная пунктирная линия, отделяющая этот полуостров от остальной Украины.

Возможно, компания «Эппл» предложила эту оливковую ветвь в надежде на то, что таким образом можно будет смягчить отношения с Москвой, однако ее действия вызывают растущее чувство обеспокоенности на Украине, а Вадим Пристайко, министр иностранных дел Украины, обвинил «Эппл» в том, что она «ни в грош не ставит» его страну. Официальный представитель «Эппл» сообщил, что его компания «пытается более глубоко разобраться в вопросе об отношении к спорным границам». Недавно группа европейских парламентариев выступала с официальным обвинением в адрес «Эппл», тогда как ущерб уже нанесен репутации этой компании.

В отличие от «Фейбука» и «Гугла», компания «Эппл» до последнего времени в основном избегала политических скандалов. В ее распоряжении теперь шесть месяцев для решения вопроса о том, уходить с российского рынка, или остаться на нем. Весь мир и Украина будут следить за тем, уступит ли «Эппл» требованиям Кремля.

rambler.ru